Мы в Телеграм!

V Международная научно-практическая конференция «Педагогика начального образования: традиции и инновации»

29.03.2023
Новости

В Московском педагогическом государственном университете в Институте детства на факультете начального образования 23–24 марта 2023 года состоялась V Международная научно-практическая конференция «Педагогика начального образования: традиции и инновации», посвященная 200-летнему юбилею Константина Дмитриевича Ушинского.

Основными задачами конференции были: определить научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского, применяемые в современно российском образовании; раскрыть современную трактовку педагогических взглядов К.Д. Ушинского о роли и значении изучения русского языка как средства передачи традиционной культуры российского общества учащимся начальной школы; рассмотреть возможности для использования потенциала идей К.Д. Ушинского в процессе преподавания учебных предметов и разработки современного учебной литературы для начальной школы.

В работе конференции приняли участие более 150 человек из более чем 15-ти регионов России (Москва и Московская область, Самара, Саранск, Луганск, Томск, Уфа, Липецк, Ярославль, Калуга, Чебоксары, Тула, Казань и др.), а также Республики Болгария, Беларуси и др. — ученые и преподаватели образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, сотрудники институтов повышения квалификации и развития образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя начальных классов, менеджеры в сфере образования, руководители и педагогические работники образовательных организаций, аспиранты, магистранты, студенты бакалавриата факультетов подготовки учителей начальных классов.

Информационными партнерами конференции были научные периодические издания: «Журнал педагогических исследований» Издательского центра ИНФРА-М, «Образовательные технологии», «Педагогические технологии» Издательского дома «Народное образование», а также журналы «Основы безопасности жизни» и «Школа будущего».

С приветствиями участникам конференции выступили:

  • Васильева Ольга Юрьевна, Президент Российской академии образования, академик РАО, д.п.н., профессор;
  • Трубина Людмила Александровна, проректор по учебно-методической работе, зав. кафедрой русской литературы XX–XXI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета, д.фил.н., профессор;
  • Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства, зав. кафедрой логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, д.п.н.;
  • Виноградова Наталья Федоровна, зав. лабораторией начального общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации;
  • Кузнецова Наталья Викторовна, зав. кафедрой методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева, к.п.н., доцент, г. Саранск, Россия;
  • Степанова Светлана Вячеславовна, главный редактор журнала «Начальная школа», старший научный сотрудник, к.п.н.;
  • Цветанова-Чурукова Лидия Здравкова, доцент, Юго-западный университет им. Н. Рилски, г. Благоевград, Республика Болгария, доктор, доцент.

С пленарными докладами выступили:

  • Джуринский Александр Наумович, академик РАО, д.п.н., профессор, Почетный профессор МПГУ;
  • Ломов Станислав Петрович, академик РАО, д.п.н., профессор;
  • Исаев Евгений Иванович, профессор кафедры педагогической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, д.пс.н., профессор;
  • Рожков Михаил Иосифович, главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», д.п.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации;
  • Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, д.п.н., профессор;
  • Кочетова Наталья Геннадьевна, декан факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, к.ф.-м.н., профессор;
  • Севенюк Светлана Александровна, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики Самарского государственного социально-педагогического университета, к.п.н., доцент;
  • Олейникова Марина Анатольевна, декан факультета начального образования Института детства, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент;
  • Борисова Елена Викторовна, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент;
  • Чекин Александр Леонидович, зав. кафедрой математики и информатики в начальной школе Института детства Московского педагогического государственного университета, д.п.н., доцент;
  • Сурвилло Виталий Юрьевич, директор Информационного центра РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского», председатель Общественного совета при Министерстве просвещения России;
  • Землянская Елена Николаевна, зав. кафедрой теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, д.п.н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;
  • Чумакова Светлана Петровна, зав. кафедрой теории и методики начального образования Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова, к.п.н., доцент;
  • Якименко Людмила Николаевна, зав. кафедрой начального образования Института педагогики и психологии Луганского государственного педагогического университета, к.филол.н, доцент;
  • Поздеева Светлана Ивановна, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета, д.п.н., профессор;
  • Савельева Екатерина Александровна, доцент Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, к.п.н., доцент;
  • Овчинникова Александра Жоресовна, профессор кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, д.п.н., профессор;
  • Меркель Елена Вячеславовна, методист ГБОУ г. Москвы «Школа №2097», к.п.н.;
  • Жаров Сергей Викторович, доцент Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, к.ф.-м.н., доцент;
  • Яковлев Сергей Викторович, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент;
  • Павлова Оксана Алексеевна, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования Калужского гуманитарного университета имени К.Э. Циолковского, к.п.н., доцент;
  • Полтавская Наталия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры начального образования Института педагогики и психологии Луганского государственного педагогического университета;
  • Козина Елена Федоровна, доцент департамента методики обучения Московского городского педагогического университета, к.п.н., доцент;
  • Рыдзе Оксана Анатольевна, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, к.п.н.;
  • Саранча Елизавета Викторовна, ассистент Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, аспирант.

На конференции были организованы секции:

  • «Современная трактовка педагогических взглядов К.Д. Ушинского о роли и значении изучения русского языка как средства передачи традиционной культуры российского общества учащимся начальной школы», модератор – Рябова Инна Геннадьевна, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства, преподаватель Колледжа Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент;
  • «Использование потенциала идей К.Д. Ушинского в процессе преподавания учебных предметов и разработки современного учебника для начальной школы», модератор – Кольтинова Вера Викторовна, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент.

Также во второй день конференции проводились мастер-классы:

  • «Методика К.Д. Ушинского изучения грамматики русского языка на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», ведущий: Лариса Сергеевна Саломатина, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства Московского педагогического государственного университета, к.п.н.;
  • «Педагогика – это наука или искусство?», ведущий: Юрий Васильевич Чечеткин, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, к.п.н., доцент;
  • «Приемы формирования универсальных учебных действий школьников на уроках», ведущий: Удрас Анастасия Эдуардовна, ассистент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета;
  • «Речевой этикет педагога: инструментарий для развития», ведущие: Козилова Лидия Васильевна, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, д.п.н., доцент, Гуськова Светлана Константиновна, доцент кафедры психологии и педагогики факультета управления Московского университета имени С.Ю. Витте, к.п.н., доцент;
  • «Прокачаем soft-skills креативности», ведущий: Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, д.п.н., профессор.

Работа конференции завершилась интересным форматом обсуждения дискуссионных проблем: митапами для учителей начальных классов школ г. Москвы. Данный формат был апробирован на предыдущей конференции факультета начального образования Института детства – Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки современного учителя начальных классов» 16 – 17 февраля 2023 г.

Митап № 1 был посвящен актуальнейшей теме современной начальной школы – реализации исторического просвещения в начальной школе средствами учебных предметов. Спикер Живодрова Татьяна Алексеевна, зам.декана по учебно-методической работе, к.п.н., доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ проанализировала возможности английского фольклора в историческом просвещении младших школьников на уроках иностранного языка. Представленные методические разработки могут быть использованы также на уроках литературного чтения, во внеурочной деятельности.

В ходе работы митапа идеями исторического просвещения поделились представители образовательных организацией: текстовые задачи с историческим содержанием на уроках математики представила педагог Вахненко Ирина Николаевна; уникальный опыт изучения русских народных кукол (Крупеничка, Московка, Вепсская кукла, Кукла-пеленашка, Кувадка среднерусская, Кукла военных лет «Фронтовая кукла») на уроках технологии в начальной школе был передан коррекционным педагогом, учителем технологии ГБУ «Комплексный реабилитационно – образовательный центр» Солнцевой Екатериной Игоревной.

В рамках митапа № 2 «Взаимодействие классного руководителя начальной школы и родителей в патриотическом воспитании младших школьников» обменялись опытом работы преподаватели МПГУ, учителя начальных классов, магистранты. Задала тон дискуссии спикер Рябова Инна Геннадьевна, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства, преподаватель Колледжа МПГУ, рассказав о направлениях патриотического воспитания младших школьников и продемонстрировав разнообразные практикоориентированные задания для родителей.

Участники митапов дискутировали, спорили, выполняли различные интерактивные задания, подготовленные спикерами.
Декан факультет начального образования М.А. Олейникова и зав.кафедрой теории и практики начального образования Е.Н. Землянская подвели итоги конференции, программа которой получилась содержательной, насыщенной и плодотворной.