Мы в Телеграм!

Сегодня 65 лет главному редактору «Народного образования» — Алексею Михайловичу Кушниру

19.11.2023
Новости

Многие важные для человечества изобретения были сделаны благодаря тому, что внимательные люди «подсмотрели» их у природы. Крылья самолётов «подсмотрели» у птиц, сложные оптические приборы были созданы, глядя на глаза насекомых, буровые проходческие машины скопировали с дождевых червей. Даже названия некоторых изобретений сохранили животные природные имена: танки передвигаются на гусеницах,
а широкоугольный фотообъектив так и называется — «рыбий глаз». Но не каждый, даже самый внимательный человек сможет найти технологические решения, глядя на гений божественной природы. Такой человек должен обладать как минимум двумя личностными качествами: проницательностью и здравым смыслом. Проницательность — это способность видеть в обыденном то, чего не видят другие, а здравый смысл подсказывает, куда приспособить неожиданно увиденное.

Этими качествами в полной мере обладал Алексей Михайлович Кушнир. И в этом был весь Алексей, открытый и бескорыстный… Проницательный и здравомыслящий… Он был Кулибиным в педагогике. Он умел увидеть то, чего другие не видели. Он умел подсмотреть в обычной жизни простые решения сложных проблем. Он делал такие педагогические изобретения (и в педагогике русского языка, и в преподавании иностранного, и в логопедии, и в развитии мелкой моторики), и в трудовом воспитании, продуктивность и оптимальность которых была убийственно очевидной.

Одна из известнейших букваристок нашей страны, создавшая для детей не один «Букварь» и «Азбуку», прочитав книгу Алексея Михайловича «Азбука чтения», горько плакала, причитая: «Я зря прожила жизнь, создавая буквари! Кушнир прав! Детей надо учить без букваря!». Алексей Михайлович известен в первую очередь изобретением уникальной (хотя, впрочем, скорее не уникальной, а простой, очевидной и убийственно верной) технологии обучения детей чтению со звуковым ориентиром, хотя за ним числится добрый десяток запатентованных изобретений не только в области педагогических технологий.

Поэтому в последнем Уникальнейшем Альманахе Ушинского целый раздел мы посвятили этому человеку. Так и назвали – «Путь русской школы в «Народном образовании» от К.Д. Ушинского до А.М. Кушнира. Очень хочется написать не только об этом, не о масштабах педагогических изобретений, а о неравнодушии А.М. Кушнира и верности своим собственным детям. Эта вера выражалась в конкретных действиях. Например, все дети Алексея Кушнира (а их семеро) учились читать по методике папы. Сила Кушнир выучился читать за две недели и теперь не расстаётся с книгой никогда, чем приводит в недоумение своих лицейских учителей. Ефросиния Кушнир (ставшая настоящей актрисой с трёх лет) удивляла режиссёра: «Как она может так легко заучивать большие объёмы текста?» А она их схватывает на лету… Когда дети шли в школу, папа обязательно искал прежде всего учителя, который был готов работать по его методике, и.… находил. Делал это настойчиво и упрямо, так как верил, что его методика верна и сообразна природе ребёнка, а его дети были для него самым важным в жизни, поэтому их будущее для него было величайшей ценностью…

Алексей Михайлович планировал открыть летнюю реабилитационную школу для людей с нарушениями речи, ведь разработанная им технология позволяет помочь таким людям. В 2022 году он мечтал грандиозно провести 20-й юбилейный Макаренковский форум. Но и XX-й и XXI-й форумы прошли, заявляя о значимости и смыслах этих важнейших для педагогики идей, о людях, понимающих их основы, прошли великолепно, значимо, потому что он – А.М. Кушнир соединил всех нас!