Мы в Телеграм!

Педагогика социального творчества Игоря Иванова

03.11.2023
Новости
Фото: ug.ru

К 100‑летию со дня рождения выдающегося создателя отечественного коммунарского движения

Академика Российской академии образования Игоря Петровича Иванова (1923‑1992) по праву считают основоположником педагогики сотрудничества, создателем педагогики социального творчества.

Обретение цели

Игорь Иванов родился 5 ноября 1923 года в Батуми Грузинской ССР в семье сотрудника Особого отдела ГПУ Петра Константиновича, сына петербургского рабочего-столяра и прачки, и Ольги Константиновны, дочери военного врача и учительницы литературы.

В 1924 году семья возвратилась в Ленинград. Отец после окончания металлургического института был направлен на три года на учебу в Гарвардский университет, затем работал главным металлургом на крупном предприятии.

В 1931 году Игорь поступил в 1‑ю опытную школу, которую окончил с отличием (в тот период золотых медалей выпускникам не присуждали) в июне 1941 года.

К созданию коммунарской педагогики Игорь Петрович начал готовиться исподволь. Перед Великой Отечественной войной, увлеченный идеями Антона Макаренко и Аркадия Гайдара, он пытался построить работу школьного комсомола по сводным отрядам.

В период Великой Отечественной войны Игорь Иванов работал на военных заводах в городах Уфе и Горьком (в армию не был призван по состоянию здоровья из-за прогрессирующей близорукости), где на военно-авиационном заводе он познакомился с инженером химической лаборатории из Ленинграда Любовью Александровной Верещагиной, будущей женой и самым преданным другом на всю жизнь.

В 1945 году Игорь Петрович поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета и с отличием окончил его в 1949 году по специальности «философия». Во время учебы целенаправленно занимался педагогикой и психологией. Напряженную учебу в университете совмещал с работой учителем логики в военном училище, где получил первый опыт преподавания.

В 1949 году Игорь Петрович поступает в аспирантуру Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР, руководителем которого был выдающийся психолог и педагог Борис Геннадьевич Ананьев. Его научным руководителем становится крупный теоретик педагогики Павел Никодимович Груздев. Тема, с которой пришел в аспирантуру молодой ученый, – цель и пути воспитания.

В январе 1951 года Игоря Петровича Иванова назначают на должность заместителя заведующего отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. Два года работы дали ему возможность изучить состояние воспитания школьников в учебных заведениях. В это время он задумывается над вопросами сущности воспитательного процесса, реализации идей Макаренко, развития творческой инициативы и самодеятельности пионеров.

В начале октября 1952 года Игорь Петрович назначается заведующим сектором педагогических учебных заведений отдела по работе среди школьной молодежи ЦК ВЛКСМ, где он, в частности, рецензировал учебную литературу, издаваемую Академией педагогических наук РСФСР, участвовал в заседаниях президиума.

Читать далее