Держим руку на пульсе
«Нет лагеря — нет проблемы. Нам проще его закрыть, чем пытаться продолжать это все» — говорили вчера руководители центров молодежного туризма и организаций, работающих с детьми и молодежью в природной среде. Парламентские слушания о проблемах надзорной деятельности в этой теме мы задумали с Вячеславом Дамдинцуруновым еще в июне — после Комитета в Дагестане. Тогда выяснилось, что количество палаточных лагерей в стране упало в разы, даже официальная статистика за последние 4 года говорит о сокращении лагерей в 3 раза.
Во многом это связано с избыточными требованиями «на местах» и желанием закрутить гайки, как бы чего не вышло. Но подробный анализ трагедии в Карелии и Хабаровске, после которых и были эти гайки закручены, показали: проблема была в жадности предпринимателей, которые свои лагеря вообще не регистрировали, действуя вне закона. Любой организованный отдых для детей безопаснее неорганизованного. И есть тысячи государственных организаций и НКО, готовых работать по правилам, однако правила эти необходимо пересмотреть. В том числе и потому, что контекст сейчас другой: остался доступен лишь внутренний туризм, а навыки ориентации в природной среде нужны и на фронте. И об этом также говорили сегодня участники СВО.
В течение трех часов люди приводили десятки примеров «перегибов», личной боли и несправедливости, которая заканчивалась, порой, прекращением работы организаций. Часто это происходит из-за неправильной трактовки федеральных норм. Договорились с Роспотребнадзором и МЧС разработать отдельные рекомендации для походных групп и палаточных лагерей, сделать разъяснения и организовать работу с регионами. Будем предлагать актуализировать и нормативную базу других ведомств. Все предложения (а их несколько десятков) будут обобщены Комитетом по молодежной политике и направлены в Правительство, а также главам субъектов.
Результатом нашей работы должно стать возвращение количества палаточных лагерей до ковидного периода и рост числа детей, счастливо отдохнувших в походах.