Мы в Телеграм!

Новости о некоторых состоявшихся событиях в период с 17 по 23 апреля 2023 г.

24.04.2023
Новости

17 апреля

* Краснодарский край. В ВДЦ «Смена» стартовала образовательная программа «Звезда надежды». 100 школьников из десяти регионов России стали участниками образовательной программы «Звезда надежды», которая проходит во Всероссийском детском центре «Смена». Ребята будут изучать основы грамотного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. На теоретической части курса школьники разберут виды чрезвычайных ситуаций, отработают порядок эвакуации, научатся пользоваться средствами защиты органов дыхания и оказывать первую помощь пострадавшему. Кроме того, юные спасатели примут участие в мастер-классах по альпинистской подготовке, правилам поведения на воде и пожарной безопасности. Ребятам предстоит выполнить упражнения с ручными пожарными лестницами, огнетушителями, пожарными рукавами и другим профессиональным спасательным оборудованием. Специалисты МЧС России также покажут обучающимся, как тушить открытый огонь, организуют для детей пожарно-техническую выставку. Финальным событием смены станет командная эстафета «Звезда надежды», в ходе которой ребята продемонстрируют, как действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. «Образовательная программа «Звезда надежды» является одним из ярких примеров практического погружения детей в профессию. С работой спасателей ребята знакомятся в полной экипировке, получая теоретический курс и развивая практические навыки. Знания, которые дает ребятам программа, необходимы каждому в повседневной жизни. Они формируют сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности», – подчеркнул директор ВДЦ «Смена» Игорь Журавлев.

* Тюменская область. Ассоциация «Мы вместе» 17 апреля приняла участие в международном форуме- выставке социальных технологий «СОЦИО». Сотрудники АУ СОН ТО «ОРЦ «Родник» приняли участие в международном форуме-выставке социальных технологий «СОЦИО», проходившей в г. Екатеринбург. Целью мероприятия стало содействие изменению качества жизни населения путем синхронизации принципов и объединения усилий государства, бизнеса, науки и общественного сектора, решающих задачи и формирующих клиентские пути в социальной сфере. В 2023 году уделили особое внимание социальным ценностям современного общества и мировоззрению нового поколения. Среди участников конференции 58 субъектов Российской Федерации, а также коллеги из Республики Беларусь и Турции. На конференции были представлены 100 докладов, проведено пленарное заседание, 11 секционных заседаний, 6 мастер-классов, 4 круглых стола.

* Москва. В Министерстве просвещения Российской Федерации состоялось заседание организационного комитета по проведению заключительного этапа XIV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2023 году. В состав оргкомитета, который обновляется ежегодно, вошли представители Минпросвещения России, Общероссийского Профсоюза образования и педагогических вузов, а также родительской общественности и педагогических СМИ, педагоги дошкольного образования. Участники заседания рассмотрели проект Положения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», которое будет утверждено приказом Минпросвещения России по согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. Кроме того, оргкомитетом принят Порядок проведения заключительного этапа XIV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Предложения для обсуждения подготовлены методическим советом конкурса, который создан для координации научно-методической и организационно-методической работы по совершенствованию процесса проведения конкурса и подготовки его участников. Также учтены мнения педагогической общественности о качестве подготовки и проведения региональных профессиональных состязаний и заключительного этапа конкурса в 2022 году. Представители Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области рассказали о подготовке к проведению заключительного этапа профессионального состязания, который состоится в сентябре в Волгограде. Также на заседании оргкомитета рассмотрены варианты фирменного стиля конкурса «Воспитатель года России» с учетом единой концепции проведения мероприятий в Год педагога и наставника.

Справочно. Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» проводится с 2010 года. Его учредители – Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования. С 2016 года соревнование проходит на родине победителя прошлого года. Победителем конкурса «Воспитатель года России – 2022» стала Юлия Доронина, воспитатель из города Волгограда, поэтому в 2023 году XIV Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» состоится в Волгоградской области (город Волгоград). Конкурс для педагогических работников дошкольных образовательных организаций проводится ежегодно и состоит из двух этапов: регионального и всероссийского (заключительного). Цели конкурса – профессиональное и личностное развитие педагогов дошкольного образования; выявление и поддержка лучших педагогических работников дошкольного образования и распространение успешных педагогических практик; формирование экспертного сообщества по вопросам государственной политики в области дошкольного образования. Кроме того, конкурс «Воспитатель года России» призван привлечь внимание органов государственной власти и местного самоуправления, научно-педагогической общественности, социальных институтов и СМИ к развитию и совершенствованию системы дошкольного образования.

* Рязанская область. Помощник Президента России Максим Орешкин и Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов посетили с рабочей поездкой Рязанскую область. Они осмотрели Рязанский колледж электроники, который является участником федерального проекта «Профессионалитет». Также в рамках Года педагога и наставника состоялась церемония награждения учителей региона. На базе Рязанского колледжа электроники по федеральной программе «Профессионалитет» создан образовательно-производственный кластер «Машиностроение». В учебном заведении помощнику Президента, главе Минпросвещения и губернатору региона Павлу Малкову провели экскурсию по современно оснащенным мастерским и лабораториям. В них студенты осваивают промышленную автоматику и робототехнику, навыки сварочного производства, переработки нефти и газа, лазерные и другие технологии. После экскурсии Максим Орешкин и Сергей Кравцов пообщались со студентами и представителями рязанских предприятий – участников кластера «Машиностроение». Они обсудили систему подготовки рабочих кадров для промышленности, направления развития среднего профобразования, возможности проекта «Профессионалитет», а также меры поддержки молодых специалистов в трудоустройстве. Глава Минпросвещения России отметил, что образовательно-производственные кластеры, в частности Рязанский колледж электроники, уделяют большое внимание совершенствованию программ обучения, что позволяет в ускоренном режиме готовить профессиональные кадры для предприятий. Губернатор Павел Малков подчеркнул, что потребность промышленных предприятий региона в рабочих специальностях огромная и она выросла кратно за последние годы. «Главная проблема сейчас – серьезный дефицит квалифицированных мастеров. Наша задача – полностью поменять эту ситуацию. Мы знаем потребности работодателей, понимаем, как повысить качество образования. Это делаем в первую очередь за счет укрепления связей с предприятиями, повышения интенсивности образовательного процесса и сокращения сроков обучения, а также за счет усиления педагогического состава в колледжах специалистами-практиками с действующих предприятий. Это тоже важно», – сказал Павел Малков. В Рязанском колледже электроники обучается более 1100 студентов. В рамках проекта «Профессионалитет» они осваивают востребованные на рынке труда специальности: «Сварщик и сварочное производство», «Мехатроника и мобильная робототехника», «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств». Среди партнеров кластера – такие компании, как ПАО «Тяжпрессмаш», АО «Михайловцемент», АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» и ООО «Серебрянский цементный завод». Министр просвещения посетил также школу № 47 города Рязани. Он осмотрел выставку результатов проекта по модернизации школьных систем образования в Рязанской области в 2022 году. В школе состоялась торжественная церемония награждения педагогов Рязани. Министр просвещения вручил нагрудный знак «Почетный наставник» преподавателю Рязанского педагогического колледжа Надежде Коломиной. Нагрудным знаком «Молодость и профессионализм» награжден учитель информатики Ряжской средней школы № 4 Владимир Баринов. Звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» присвоено учителю математики школы № 47 города Рязани Надежде Луньковой. Почетными грамотами Минпросвещения России отмечены учитель математики Екимовской средней школы имени К.Г. Паустовского Ольга Белова, учитель истории и обществознания Чернослободской основной школы Мария Богатова и учитель начальных классов Подвязьевской средней школы Светлана Шувалова.

* Москва. Институт коррекционной педагогики и Московский педагогический государственный университет (МПГУ) при поддержке Минпросвещения России запустили проект новой выездной студенческой практики. Студенты дефектологического факультета МПГУ, будущие учителя-логопеды и учителя-дефектологи, в течение двух недель будут перенимать опыт педагогов-наставников, знакомиться с региональными системами образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Инициатива Института коррекционной педагогики и МПГУ получила поддержку региональных органов исполнительной власти и образовательных учреждений в Республиках Татарстан и Башкортостан, а также в Ямало-Ненецком автономном округе. Проект направлен на возрождение традиции сотрудничества российской науки и высшего образования помощи детям с ОВЗ, которые нуждаются во внимании и поддержке лучших педагогов и психологов.

* Челябинская область, г. Магнитогорск, ДООЦ «Уральские зори». Продолжаются заезды детей на программы «Лесная школа» для обучающихся 1 — 4 класов общеобразовательных школ города Магнитогорска. Начался заезд по программе «Твой выбор» для детей категории «трудная жизненная ситуация» из Челябинской области. Проходят однодневные заезды по программе «КЛАССный день». На программу приезжают дети целыми школами. Их ждут увлекательные спортивные испытания на верёвочном городке, в бампербол, прогулки на свежем воздухе, арт-акция «Рисуем вместе!» и зажигательные караоке и дискотеки. В детских центрах ПАО «ММК» полным ходом идет подготовка к летней оздоровительной кампании: проводятся ремонтные работы, убирается территория, закупается оборудование и материалы, на финишную прямую выходит подготовка, набор и обучение педагогических кадров.

18 апреля

* Москва. В 15 российских регионах создаются дополнительные условия для детского отдыха. Минпросвещения России реализует в пилотных регионах проект, направленный на модернизацию инфраструктуры детских лагерей. Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Роль педагога и наставника в воспитании подрастающего поколения». «Впервые 15 пилотных регионов получили субсидию на возведение 49 некапитальных модулей на 2500 мест. Это значит, что уже этим летом будут созданы дополнительные условия для отдыха более 10 тысяч детей», – подчеркнул Министр просвещения. Сергей Кравцов уточнил, что проект предполагает не только расширение материально-технической базы детских лагерей, но и обновление содержания воспитания, программ дополнительного образования, а также проведение инклюзивных смен для детей с особенностями развития. Реализация проекта, направленного на модернизацию инфраструктуры детских лагерей, находится на личном контроле Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко и Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.

* Чеченская Республика. Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка». Обсуждаются вопросы развития инклюзивного образования. В последние годы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях многое сделано для того, чтобы дети с ОВЗ имели возможность реализовать свое право на образование. Об этом заявила заместитель Министра просвещения России Татьяна Васильева на Всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», который открылся в городе Грозном (Чеченская Республика). Форум проводит Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов при поддержке Минпросвещения России, Правительства Чеченской Республики и при участии Московского государственного психолого-педагогического университета. В форуме в очном и онлайн-форматах принимают участие представители региональных органов власти, научных организаций, колледжей и вузов, школ и детских садов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также эксперты профильных общественных организаций. Выступая на пленарном заседании форума, заместитель Министра просвещения России Татьяна Васильева отметила, что в последние годы и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях многое сделано для того, чтобы дети с ОВЗ имели возможность реализовать свое право на образование. Для каждого ребенка, вне зависимости от места проживания, в стране должны быть созданы условия для получения качественного образования. «Основой развития национальной системы образования в Российской Федерации является создание единого образовательного пространства. Единого по всей нашей большой стране, независимо от места жительства, независимо от социального состава семьи, независимо от тех условий, в которых проживает ребенок. Образование должно быть качественным, доступным и непрерывным для всех жителей России. Поэтому ключевая задача Министерства – обеспечить такую доступность и такое качество дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования всем без исключения детям», – сказала Татьяна Васильева. Форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» продолжит работу 19 апреля. В числе важных задач – определение векторов развития инклюзивного образования в Российской Федерации. Планируется, что форум станет ежегодным.

Справочно. Цель Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» – объединение научно-профессионального сообщества в сфере обеспечения качественного доступного образования для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.

* Москва. Минпросвещения России планирует утвердить две новые квалификационные категории для педагогических работников: «педагог-методист» и «педагог-наставник». Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Роль педагога и наставника в воспитании подрастающего поколения». «Конечно же, на воспитание влияет множество факторов. Однако центральную роль мы отводим именно педагогам, наставникам, которым в нашей стране посвящен весь текущий тематический год. Это знак признательности за их труд. Профессия педагога возвращается на пьедестал, на котором должна быть. Для нашего Министерства это новые большие задачи, связанные с улучшением условий работы учительского корпуса в целом, повышением престижа и значимости этой профессии», – отметил Сергей Кравцов. Министр просвещения сообщил, что подготовлен приказ, который утвердит Порядок проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он содержит две новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник». Глава Минпросвещения напомнил, что уже последовательно реализуется План основных мероприятий Года педагога и наставника, который включает ряд крупных, масштабных событий, предметные форумы, множество конференций и фестивалей, в том числе международного характера. По словам Сергея Кравцова, одна из фундаментальных задач сегодня – совершенствование системы педагогического образования. С этой целью в 2021 году внедрено «Ядро высшего педагогического образования», создавшее единые подходы к подготовке учителей. С 1 сентября 2022 года в каждом педагогическом вузе определен набор учебных модулей, ориентированных на освоение знаний и практик, профессионально значимых для будущего педагога. Кроме того, на регулярной основе в каждом педвузе проводится обучение студентов основам вожатской деятельности. Сергей Кравцов добавил, что ведется активная работа по подготовке советников директоров школ по воспитанию. Они проходят многоплановую, комплексную подготовку, обучаются навыкам наставничества – умению работать с детьми, заинтересовать и увлечь их, вести живой, честный и содержательный диалог.

* Тюменская область. Ассоциация «Мы вместе» приняла 18 апреля активное участие в благотворительной акции «Нашим — наше тепло». Коллективы центров ассоциации «Мы вместе» собрали гуманитарный груз для подшефного батальона специального назначения, действующего в рамках СВО. В ближайшее время посылки будут доставлены по назначению. Пусть частичка нашего тепла дойдёт до каждого бойца. В этот же день Ассоциация «Мы вместе» одержала победу в конкурсе видеороликов в Казани на форуме организаторов детского отдыха «СМОТРИ». Форум организаторов детского отдыха «СМОТРИ» собрал медиа специалистов детского отдыха в городе Казани. Для того, чтобы научиться производить качественный контент, одновременно рассказывая, как здорово, интересно и полезно проводят дети в загородных центрах, и обменяться ценным опытом на площадке парка «Урам» собрались медиа специалисты, работающие в сфере детского отдыха со всей России.

В данном мероприятии приняли участие и коллеги из трех центров Ассоциации «Мы вместе»: «Алые паруса», «Остров детства» и «Ребячья республика». Кроме насыщенной образовательной программы, новых полезных знакомств и счастливых встреч, участников ждал конкурс видео роликов, итоги которого были подведены в финале встречи:

  • В номинации «Смотри, как я умею», среди множества заявленных видео материалов, победу одержал видео ролик центра «Ребячья республика».
  • В номинации «Смотри, вожатый» победил видеоролик центра «Алые паруса».
  • Абсолютным победителем и обладателем денежного приза в размере 100 тыс. рублей, предназначен- ного для приобретения оборудования для учреждения, стал видеоролик об истории лагеря «Остров детства».

* Москва. Состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

19 апреля

* Республика Крым. В МДЦ «Артек» в День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны провели акцию «Огненные картины войны». Участниками события стали ребята из разных регионов, почетные гости, педагоги и руководство «Артека». На протяжении дня артековцы приходили на Дворцовую площадь детского Центра и выставляли свечи-лампады по контуру. Вечером они зажгли 13 тысяч свечей, составивших яркую огненную картину размером 18 на 20 метров. Композиция включала в себя число жертв геноцида советского народа — 13 684 692 жизни — и надпись: «Без срока давности». Надпись обвивала колючая проволока, под ней были изображены силуэты людей. «В «Артеке» бережно хранят и чтят священную память о героях нашей страны. Каждая зажженная свеча стала символом вечной благодарности поколению победителей, а также памяти и уважения тех, кто сложил свои головы на полях сражений, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны. Мы также вспоминаем педагогов, которые в сложные военные годы взяли на себя непростую задачу обучить новое поколение», – отметил директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко. Гости Центра и советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, которые проходят обучение в «Артеке», отметили, что такие мероприятия патриотической направленности очень актуальны и их надо проводить во всех образовательных организациях.

* Москва. На платформе Большаяперемена.онлайн до 15 мая открыта регистрация участников нового сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена». Конкурс является флагманским проектом Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Соорганизатором проекта выступает Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Конкурс входит в линейку президентской платформы «Россия – страна возможностей» и проводится при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России. Конкурс включает в себя 12 «вызовов» – от науки и технологий до экологии и сохранения исторической памяти. Первые этапы «Большой перемены» проводятся дистанционно на платформе Большаяперемена.онлайн. Участники смогут пройти профессиональные тестирования, которые помогут им определить, в каком из тематических направлений двигаться дальше, а также получить рекомендации по личностному развитию. Кроме того, в дистанционном формате будет организовано решение кейсовых заданий, которые специально для конкурса разработали партнеры: ведущие российские компании, вузы и общественные организации. В очных полуфиналах конкурса одновременно будут участвовать студенты колледжей и старшеклассники. Финалы конкурса для школьников состоятся на базе Международного детского центра «Артек». Финальные состязания студентов колледжей пройдут в Нижнем Новгороде. Победители «Большой перемены» среди учеников 5–7-х классов (300 человек) смогут отправиться в образовательное «Путешествие мечты» на поезде от Санкт-Петербурга до Владивостока. Победителями «Большой перемены» среди учеников 10-х классов станут 150 человек, которые получат по 1 миллиону рублей на образование и дополнительные баллы к портфолио достижений при поступлении в вузы, 600 призеров конкурса вручат по 200 тысяч рублей на образование. 150 победителям из 8–9-х классов вручат по 200 тысяч рублей на образование и саморазвитие, 600 финалистам – по 100 тысяч рублей. Победителями конкурса среди студентов выпускных курсов колледжей станут 100 человек. Они получат по 1 миллиону рублей на образование и саморазвитие или запуск стартапа, 200 призеров – по 200 тысяч рублей, 100 победителей среди студентов младших курсов – по 200 тысяч рублей, 200 призеров среди студентов младших курсов – по 100 тысяч рублей. Топ-50 образовательных организаций, подготовивших наибольшее количество активных участников «Большой перемены», будут удостоены грантов в размере 2 миллионов рублей на развитие образовательной среды. Решение о том, на что будут потрачены средства, школы и колледжи будут принимать вместе с ребятами, которые принесли им победу. Педагоги-наставники, подготовившие победителей конкурса среди старшеклассников и студентов колледжей, получат по 150 тысяч рублей, им будет предоставлена возможность пройти образовательную программу от партнеров «Большой перемены». Педагогам, подготовившим призеров конкурса, вручат 50 тысяч рублей. Педагоги – наставники победителей среди школьников 5–7-х классов получат по 100 тысяч рублей, а также смогут пройти повышение квалификации. В новом сезоне «Большой перемены», помимо российских школьников, смогут принять участие граждане зарубежных государств в возрасте от 14 до 17 лет, свободно владеющие русским языком, а также россияне, постоянно проживающие за рубежом. По итогам конкурса победители международного трека из числа выпускников школ получат возможность пройти обучение на бюджетной основе в российских вузах. Регистрация проходит на платформе мероприятия.

Справочно. Всероссийский конкурс «Большая перемена» проводится с 2020 года. Это один из самых масштабных проектов для детей и подростков: в 2022 году к нему присоединилось более 3,9 миллиона школьников 5–10-х классов, студентов учреждений СПО и педагогов-наставников со всей России, включая Донецкую и Луганскую народные республики. Первые этапы конкурса проходят дистанционно на платформе Большаяперемена.онлайн.

* Новосибирск. Директорский клуб. Прошло заседание на тему: «Медицина в детском лагере». Организаторы: Фонд развития детских лагерей.

* Москва. В Государственной Думе РФ состоялась торжественная церемония открытия выставки «Учитель, пред именем твоим…», посвященной Году педагога и наставника. В мероприятии приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра просвещения России Андрей Корнеев, заместитель Председателя Госдумы Петр Толстой и председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Экспозиция представляет ключевые направления деятельности Минпросвещения России, демонстрирует возможности современной педагогики и технологические решения для организации образовательного процесса, а также рассказывает о российских педагогах и наставниках. Участие в церемонии открытия выставки приняли депутаты, члены различных комитетов Госдумы, участники объединения «Сила – в знании!». Почетными гостями стали также победители конкурса «Учитель года России» разных лет, в том числе победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 1996» народный учитель Российской Федерации Екатерина Филиппова, которая в этом году отметила 45 лет педагогической практики. Выставка разделена на несколько тематических блоков. Особое внимание уделено национальному проекту «Образование». Благодаря его реализации качественно обновляется инфраструктура: строятся новые школы, проводится капитальный ремонт, создаются современные лаборатории для исследований по различным предметам, поставляется новое оборудование: компьютеры, спортинвентарь и многое другое. К 2024 году число школьных технопарков «Кванториум» увеличится более чем в три раза – до 361, а центров «Точка роста», которые открываются в малых городах и сельской местности, станет более 20 тысяч. Обширная программа модернизации школы включает в себя не только обновление инфраструктуры и совершенствование программы обучения, но и воспитание умных, талантливых, гармонично развитых детей, которые любят свою Родину и знают о богатом культурном наследии страны. На стендах содержится в том числе информация о создании в образовательных организациях условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Сегодня упор делается на материально-техническое оснащение школ и внедрение адаптированных учебных программ, которые позволяют таким ребятам получать полноценное общее и дополнительное образование. На выставке также представлены современные направления системы среднего профессионального образования и ход реализации федерального проекта «Профессионалитет». В рамках этого проекта впервые работодатели вовлечены в формирование и учебной программы, и материально- технического обеспечения колледжей и техникумов, участвуют в подготовке квалифицированных кадров для своих предприятий. В короткие сроки учащиеся получают востребованные на рынке труда специальности и релевантный опыт на производстве, что гарантирует их дальнейшее трудоустройство. Кроме того, на выставке представлена информация о развитии педагогических вузов. По инициативе Президента России в 2021–2022 годах выделено 10 млрд рублей на развитие материально-технической базы педвузов. В 2022 году во всех университетах открыты технопарки универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России», а к концу текущего года во всех педвузах будут работать педагогические «Кванториумы». Завершают экспозицию стенды, посвященные ведущим педагогам России, а также этапам реализации национального проекта «Образование» и деятельности Министерства просвещения в новых субъектах России. Выставка «Учитель, пред именем твоим…» будет работать до 21 апреля 2023 года.

* Состоялся вебинар из цикла «Методическая среда ВЦХТ». Тема: «Создание условий для инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в системе дополнительного образования». Организаторы: Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

* Москва. II Всероссийский школьный исторический форум «Сила – в правде!» стартовал в День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Форум объединил ребят, увлекающихся изучением истории, и ведущих историков, представителей научной общественности, социологов и исследователей, которым предстоит вместе сформировать векторы дальнейшей работы по историческому просвещению молодежи. Форум открылся круглым столом на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня». «Сегодня по всей стране мы отмечаем День единых действий. Эта дата была введена два года назад, чтобы никто не забывал о тех чудовищных событиях, которые фашисты совершали в годы Второй Мировой войны. Задачи специальной военной операции – денацификация и демилитаризация, и они успешно выполняются. Но еще один важный фронт – образовательный. Очень важно, что движение «Сила – в правде!», которое создано при поддержке в том числе Российского общества «Знание», активно развивается, ребята занимаются изучением исторической правды и могут делиться знаниями со своими сверстниками», – отметил Сергей Кравцов. Среди задач форума – защита исторической правды и традиционных российских ценностей, популяризация инициатив по сохранению истории Великой Отечественной войны. «Инициатива создания движения «Сила – в правде!» – очень важна. Несмотря на юный возраст, ребятами движет желание сохранять историческую правду, передавать достоверные знания сверстникам. Сегодня это крайне ценно. Наши бойцы в зоне СВО сражаются за правду, вдохновляют всех нас. Действительно, не имеет значения сколько тебе лет, чем ты занимаешься, каждый может на своем фронте внести вклад в общую победу, рассказать о герое своей семьи, восстанавливать и хранить памятники. Это то, что не позволяет нам забывать достоверную историю», – отметил генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль. На форуме гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров впервые представил результаты исследования, проведенного ВЦИОМ в преддверии Дня единых действий. Согласно опросу 98% россиян считают важным сохранять память о Великой Отечественной войне. Абсолютное большинство (90%) респондентов рассказали, что слышали о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны. При этом 89% россиян считают, что нужно сохранять память об этих преступлениях. «Жизнь заставляет нас с вами постоянно возвращаться к исторической памяти. Поэтому историческая правда, за которую мы с вами боремся, является сильной составляющей движения «Сила – в правде!». С моей точки зрения, она должна в частности строиться на нюрнбергских принципах, потому что в документах Нюрнбергского процесса содержится беспристрастная летопись о том, что произошло. Правда заключается в том, что наш вклад в победу огромен. Те жертвы, которые понесла наша страна, безмерны, колоссальны. Это 27 миллионов человек. С вашей помощью мы сможем донести эту правду не только до наших граждан, но и до граждан за рубежом. Я в этом убежден», – подчеркнул замдиректора Института государства и права РАН, президент Академии Нюрнбергских принципов, заслуженный юрист России Александр Звягинцев. Ректор Московского педагогического госуниверситета Алексей Лубков заметил, что при обучении будущих педагогов МПГУ большое внимание уделяет передаче достоверных знаний об исторических фактах. В рамках форума состоялся круглый стол-обсуждение «Почему сегодня так важно сохранять память о событиях прошлого и восстанавливать историческую справедливость?». В нем приняли участие представители Российского государственного архива социально-политической истории, Музея Победы, Российского военно-исторического общества, а также активисты детско-юношеского объединения «Сила – в знании!». Состоялся также просмотр документального фильма «Нюрнберг. Свидетели», автором и художественным руководителем выступил историк Александр Звягинцев.

* Новосибирск. Состоялось ежегодное городское родительское собрание в формате видеоконференции. В режиме онлайн было порядка 150 подключений. Организаторы: ГРЦ «ФорУС».

20 апреля

* Москва. 20 апреля в 12:00 (по московскому времени) эфир Всероссийского открытого урока. Он посвящен Дню труда и 135-летию со дня рождения советского педагога и писателя Антона Макаренко. В ходе урока ребята узнают о концепции сознательного труда, которой придерживался советский педагог, а также о том, как выбрать профессию мечты и найти работу. Ведущая мероприятия София Хоменко побывает на субботнике на территории Выставки достижений народного хозяйства и на собственном примере покажет, как важно сохранять природные ресурсы, за которые человечество несет ответственность. Корреспондент урока Александр Миронов на площадке Музея московского образования побеседует с доктором педагогических наук, профессором, первым вице-президентом Российской макаренковской ассоциации Александром Федосовым, который разъяснит принципы работы воспитательной системы Антона Макаренко и расскажет о причинах ее успеха. Прямой эфир Всероссийского открытого урока можно посмотреть в официальных сообществах Минпросвещения России, Института изучения детства семьи и воспитания в социальной сети «ВКонтакте», а также на сайте института. Дата и время: 20 апреля в 12:00 (по московскому времени). Формат проведения: онлайн.

* Состоялся вебинар с руководителями детских лагерей Воронежской области. Тема: «Подготовка к летней оздоровительной кампании». Организаторы: Фонд развития детских лагерей совместно с уполномоченными органами по организации детского отдыха и оздоровления.

* Москва. Минпросвещения России объявляет старт приема заявок на Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», который входит в план мероприятий, реализуемых в рамках Года педагога и наставника. Конкурс направлен на повышение престижа профессии учителя и профессиональное развитие педагогических работников. Подать заявку на участие в конкурсе можно до 15 мая 2023 года. Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном сайте конкурса и заполнить анкету в личном кабинете участника. Участниками могут стать сотрудники и представители образовательных организаций, общественных объединений и других сообществ, осуществляющих воспитательную деятельность, а также родители. В конкурсе можно участвовать индивидуально или в команде по восьми номинациям: «Воспитание и социализация личности»; «Воспитание в образовательном пространстве»; «Воспитание детского коллектива»; «Трудовое воспитание»; «Семейное воспитание»; «Уклад образовательной организации»; «Воспитание на основе кадетских традиций»; специальная номинация «Навигаторы детства» (только индивидуальное участие). Всероссийский конкурс пройдет в три этапа. На заочном этапе участники подготовят видеопрезентацию и паспорт воспитательной практики. Для полуфинала необходимо будет провести мастер-класс и решить педагогическую задачу. А в финале конкурсантам предстоит в заявленных видеофрагментах выявить ошибки, совершенные взрослыми в воспитании детей, предложить возможные шаги по их предотвращению, придумать групповой воспитательный проект и ответить на вопрос эксперта. Итоги заочного этапа конкурса объявят в сентябре 2023 года. Информацию об условиях участия и критериях оценки можно узнать в положении на сайте. Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека» проводится с 2008 года. Организаторы конкурса – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования, Российский детско-юношеский центр. Институт воспитания выступает оператором конкурса с 2021 года. Сообщество конкурса в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/vospitat_cheloveka. Официальный сайт конкурса: https://воспитатьчеловека.рф.

* Краснодарский край. В ВДЦ «Орленок» стартовала пятая смена, посвященная победе в Великой Отечественной войне (20 апреля по 10 мая). Она объединила более тысячи школьников из 53 регионов, в том числе из новых субъектов Российской Федерации. Подростки примут участие в разных образовательных программах: получат опыт творческой деятельности, определят лучший детский духовой оркестр, познакомятся с новыми технологиями судостроения, создадут трехмерные компьютерные модели объектов и станут участниками мероприятий, приуроченных к празднованию 9 Мая. В течение трех недель во Всероссийском детском центре будет реализовано семь тематических программ разных направлений, среди которых «Инженерия», «Лидерство», «Творчество и музееведение». В «Орленке» пройдет специализированная инклюзивная смена «Импульс творчества»: в детский центр приедут 50 финалистов и лауреатов Международного благотворительного фестиваля «Белая трость». Для участников проекта будут организованы музыкальные занятия, творческие мастер- классы по хореографии, уроки театрального мастерства. Итогом смены станет масштабный гала-концерт: дети выйдут на сцену вместе с народной артисткой России Дианой Гурцкая. В программе «Корабелы будущего» примут участие начинающие инженеры из 16 регионов России. Это лауреаты и победители конкурсов по судомоделированию, Всероссийской олимпиады по судостроению, учащиеся морских школ и клубов юных моряков. Подростки изучат современные тенденции развития судостроительной отрасли, познакомятся с этапами создания морской техники и построят модели радиоуправляемых судов специального назначения. Образовательная программа «Дрон-академия» объединит 100 подростков, имеющих достижения в области физико-математических и естественных наук, технологического образования, а также опыт проектирования, исследовательской и научной деятельностей. Ребята станут участниками мастер-классов и лекций специалистов Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, познакомятся с основами проектирования, программирования, пилотирования, научатся создавать простые и сложные трехмерные компьютерные модели объектов с последующим производством на 3D-принтерах. Участниками юбилейной, десятой историко-патриотической смены «Школьный музей Победы» станут 120 ребят-активистов. В «Орленке» школьники узнают о современных технологиях создания выставок, экспозиций и экскурсий, изучат методику презентаций и правила составления тематических текстов. В программе смены познавательные лекции, мастер-классы, обсуждение актуальных вопросов музееведения и запуск творческих проектов. Еще одним ярким событием пятой смены станет III Всероссийский фестиваль-конкурс детских духовых оркестров «Сильные духом!». Он соберет 105 юных музыкантов. Ребята посетят мастер-классы по профильным дисциплинам, дадут концерты для сверстников. По итогам фестиваля будет назван лучший детский духовой оркестр. Традиционно в дни смены в «Орленке» состоится фестиваль-конкурс «Национальная кухня России». Темой кулинарного соревнования станет кухня Алтайского края. Мальчишки и девчонки смогут узнать традиции этого региона и проявить свои таланты в приготовлении блюд. Завершится смена большим праздником: в День Победы орлята примут участие в шествии «Бессмертный полк», масштабном концерте-митинге и Всероссийской минуте молчания.

21 апреля

* Пермский край. Правительство Пермского края утвердило программу развития стационарных детских лагерей региона до 2030 года.

* Приморский край. ВДЦ «Океан» проводит серию встреч с участниками специальной военной операции – сотрудниками детского центра. Некоторые из них отмечены орденами, они выступят в роли наставников для школьников. Первым на встречу с ребятами пришел руководитель студии «Управление маломерными судами» в ВДЦ «Океан» Игорь Амбурцев, капитан 3-го ранга в запасе. Педагог дополнительного образования осенью 2022 года стал участником СВО. За смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга, Игорь Амбурцев получил орден Мужества. На встрече со школьниками он рассказал о своем жизненном пути, участии в СВО, работе в «Океане» и ответил на вопросы детей. Особенно ребят интересовало, как устроена жизнь солдат и какое они проходят обучение для участия в специальной военной операции. Игорь Амбурцев отметил важную роль посланий школьников российским бойцам, которые они отправляли в рамках акции «Письмо солдату», – воины их хранят и перечитывают. В ВДЦ «Океан» акция «Напиши письмо» проходила в декабре 2022 года и посвящена Деню Героев Отечества. Участники смены детского центра в своих письмах поддерживали бойцов, желали им здоровья и скорейшего возвращения домой.

* Москва. Стартовала заявочная кампания на Всероссийский патриотический форум, который состоится в Москве с 12 по 15 июня. Форум соберет специалистов современной системы патриотического воспитания. В мероприятии примут участие представители региональных отделений всероссийских патриотических организаций и активисты общественных организаций в сфере патриотического воспитания, специалисты и организаторы патриотического воспитания в составе региональных органов исполнительной власти и государственных учреждений, сотрудники региональных центров патриотического воспитания. Участниками Всероссийского патриотического форума могут стать граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет. В рамках форума рассмотрят инициативы по внедрению патриотического воспитания в повседневную работу с молодежью. Среди приоритетных тем для обсуждения выбраны такие направления, как допризывная подготовка, наставничество и сохранение исторической и семейной памяти. Для участников проведут мастер-классы, образовательные лекции и дискуссии на тему патриотического воспитания, предусмотрена культурная программа. Формат проведения: очный и дистанционный.

* Вебинар с руководителями детских лагерей Волгоградской области. Тема: «Подготовка к летней оздоровительной кампании». Организаторы: Фонд развития детских лагерей совместно с уполномоченными органами по организации детского отдыха и оздоровления.

* Минпросвещения России организует Всероссийскую конференцию «Формирование эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи». Мероприятие состоится во Всероссийском детском центре «Смена» с 2 по 4 мая и объединит 200 участников из разных регионов страны. Первый день конференции пройдет под девизом «Помни о прошлом». Он будет посвящен переломным моментам в ходе Великой Отечественной войны и влиянию исторических событий на формирование семейных ценностей и развитие культуры, а также роли школьных театров в патриотическом воспитании детей. Девиз второго дня конференции – «Живи настоящим». Мероприятия будут посвящены Году педагога и наставника. Участники обсудят развитие педагогики в России, патриотическое воспитание детей в школах и колледжах. В заключительный день «Думай о будущем» запланированы мероприятия, посвященные Российскому движению детей и молодежи «Движение Первых». На тематических секциях участники познакомятся с медиапространством РДДМ, спортивными, добровольческими и экологическими направлениями движения. Также на конференции будет представлен сборник лучших практик страны в сфере гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. «Конференция, посвященная патриотическому воспитанию, ежегодно объединяет специалистов, которые в своей практике используют методики гражданско-патриотического воспитания. Большинство из них являются авторами образовательных технологий и успешно задают тенденции в данной сфере. Глобальная цель конференции – объединить эти идеи, рассказать о них как можно большему количеству педагогов, заинтересовать их в необходимости изменений в системе и раскрыть все возможности патриотического воспитания, которые можно применить в образовательных организациях», – отметил директор ВДЦ «Смена» Игорь Журавлев. Мероприятия конференции будут транслироваться на официальной странице Всероссийского детского центра «Смена» в соцсети «ВКонтакте».

* Москва. Состоялся очередной методический четверг (формат онлайн). Тема: «Актуальные направления летней оздоровительной кампании 2023: трудовое воспитание детей и молодёжи». Организаторы: Центр детско-юношеского туризма, краеведения и организации детского отдыха. Модератор: С. А. Коваль.

22 апреля

* Санкт-Петербург. Старт слета вожатых «Включатель лета» (22 – 23 апреля). Организаторы: Ассоциация Программных Лагерей г. Санкт-Петербурга.

23 апреля

* Новосибирская область. 23 апреля прошел Областной конкурс отрядных программ среди вожатых Новосибирской области, в котором приняли участие и стали лауреатами конкурса вожатые Центра «ФорУс».

  • Лауреаты 1 степени в категории «Новички» (1 год работы и менее): Чегова Валентина Дмитриевна, Третьякова Полина Сергеевна, Перетягина Ольга Дмитриевна, Золотарёва Анна Павловна, вожатые ДОЛКД «Пионер». Отрядная программа «Россия на ладони».
  • Лауреат 2 степени в категории «Опытные» (2 — 3 года работы): Усманов Алексей Александрович, Третьякова Галина Витальевна, Школдина Мария Сергеевна, вожатые ДОЛКД «Пионер». Отрядная программа «Окунуться в сказку».
  • Лауреат 2 степени в категории «Профессионалы» (4 года работы и более): Меньщикова Анастасия Алексеевна, Лобачева Анастасия Сергеевна, вожатые ДОЛ «Звёздный Бриз».

Исполнительный директор МОО «СДО» Г. С. Суховейко.

Информация от членских и партнёрских организаций, из открытых источников сети Интернет, пресс-службы Минпросвещения РФ, пресс-службы Ассоциации «Мы вместе», ГРЦ «ФорУс».