Мы в Телеграм!

Детский лагерь: идеальный и реальный

09.11.2022
Новости

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса воспитанников российских детских лагерей, проведенного по заказу Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».

Большинство детей отмечают, что лагерь привнес в их жизнь положительные изменения. «Идеальный» детский лагерь — это место, где вкусно, комфортно и к тебе относятся по-доброму.

Зачем ребенку каникулы?

Россия — одна из стран, имеющих обширный и разнообразный опыт организации отдыха детей и подростков. Детские лагеря — не только способ провести каникулы, но и опыт смены домашнего и школьного образа жизни на новый, богатый событиями и впечатлениями, своего рода фонд ярких воспоминаний. Среди детей с опытом поездки в детские лагеря, посещавших лагерь в 2022 г., лагерный отдых является приоритетным в числе других форматов проведения летних каникул (51%); среди имеющих богатый опыт пребывания в детских лагерях (6 учреждений и более) показатель выше — 60%. Поездку на отдых с родителями выбрали бы чуть меньше половины опрошенных (46%), около трети — поездку с друзьями (38%). Каждый восьмой на летние каникулы предпочел бы отправиться в гости к родственникам (12%), каждый десятый — на дачу (10%). Провести летние каникулы с одноклассниками в походе хотели бы 9%. Поездка в другой город или страну почти не пользуется популярностью среди детей (2%).

Предпочитаемый формат летнего отдыха в большей степени обусловлен возрастом и полом: Младшие школьники (1-4 класс) скорее отдают предпочтение поездке с родителями (47%), они же чаще выбирают поездку в гости к родственникам (20%), поездку на дачу (18%), а также поход или поездку вместе с одноклассниками (17%). То есть в этой возрастной группе отдых еще связан с семьей и ближним кругом. В среднем звене (5-9 класс) уже лидирует лагерь (53%), но интерес к поездке на отдых с родителями сохраняется (48%). Для старшеклассников (10-11 класс) альтернативой лагерю (52%) является в большей степени уже не отдых с родителями (38%), а отдых с друзьями (49%). Девочки/девушки чаще, чем мальчики/юноши, отдают предпочтение детскому лагерю (57% vs. 43%) и поездкам с друзьями (40% vs. 35%). А мальчики/юноши чаще выбирают поездки к родственникам (15% vs. 10%) и на дачу (13% vs. 7%).

По данным опроса ВЦИОМ, 15% россиян сообщили, что этим летом их дети школьного возраста отдыхали в детских летних лагерях.

Детский лагерь: общение, отдых, развлечения и… вкусная еда!

Поездка в детский лагерь была связана у детей преимущественно с позитивными ожиданиями. В первую очередь от пребывания там они предвкушали общение с друзьями и новые знакомства (63%), отдых и развлечения ожидали 45% и 43% соответственно, прогулки и игры на свежем воздухе — 28%. Четверть опрошенных отправились в детский лагерь в познавательных целях, для получения новых знаний, навыков и участия в творческих занятиях (по 24%). Еще 18% ответили, что ждали от лагеря спортивных активностей, вдвое меньше — помощь с выбором будущей профессии (8%). С возрастом меняются и запросы: младшие школьники (1-4 классы) чаще других предвкушали активности — спортивные состязания (25%), прогулки и игры на свежем воздухе (35%), творческие занятия (31%). В среднем и старшем звене, когда актуализируется интерес к сверстникам, общение с друзьями и новые знакомства становятся ведущими интересами (по 67%). Среди учащихся 10-11 классов увереннее звучит запрос на получение новых знаний и навыков (33%).

Девочки/девушки в большей степени ориентированы на общение и новые знакомства в рамках отдыха в лагере (70% vs. 53%), а также творческие занятия (28% vs. 19%). Мальчики/юноши в два раза чаще говорят о желании принять участие в спортивных состязаниях (25% vs. 13%).

Дети считают, что в лагере обязательно должно быть следующее: вкусная еда (40%), комфортные условия проживания (39%), доброжелательное отношение сотрудников детского лагеря (28%), развлекательные программы (25%), доступ к интернету и профессиональные педагоги (по 24%). Это своего рода домашние условия: тебя любят, создают комфорт и вкусно кормят, но с элементами развлечений. При этом возможность развлечься в большей степени важна для ребят 1-4 классов, игровой деятельности в этом возрасте еще отводится достаточно времени; они же чаще говорят о важности наличия в лагере места для плавания (23%) и большой территории (15%). В среднем и старшем звене растет значимость роли педагогов, вожатых: 30% и 27% соответственно говорят о том, что в лагере обязательно должны быть доброжелательные педагоги, 22% и 30% отмечают важность профессионализма сотрудников. Среди учащихся 5-11 классов также чаще звучит запрос на комфортность проживания (42% и 41% соответственно vs. 24% в группе младших школьников) и доступ к интернету (26% и 23%). Такие критерии, как интересные программы обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку, чаще называют старшеклассники (19% и 20% соответственно).

Комфортное проживание в детском лагере важнее для девочек/девушек (43% vs. 34%), как и доброжелательное отношение сотрудников (31% vs. 24%). Мальчикам/юношам актуальнее свобода передвижения по лагерю (21% vs. 17%) и наличие места для плавания (17% vs. 12%).Запрос на профессиональных педагогов/вожатых и индивидуальный подход к каждому ребенку звучит тем чаще, чем больший опыт пребывания в лагерях имеют дети. Среди «бывалых отдыхающих» (6 лагерей и более) об этом говорят 29% и 19% соответственно, а в группе тех, кто впервые посетил лагерь, аналогичные показатели составляют 21% и 14%.

Более половины опрошенных детей отметили, что после поездки в лагерь в их жизни произошли положительные изменения (61%). Показатель заметно выше среди старшеклассников (70%), девочек/девушек (64%), ребят из городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек (64%), а также коррелирует с опытом посещения детских лагерей (1 лагерь — 42%; 2-3 лагеря — 69%; 4-5 лагерей — 71%; 6 и более — 75%). Об отрицательных изменениях после поездки в лагерь сообщили 2% детей, еще 16% отметили, что никаких особых изменений не произошло.

О вожатых

Роль вожатого трудно переоценить: он организовывает, выслушивает, направляет, помогает… Для большинства ребят вожатый — это прежде всего старший друг (39%), вторая мама / второй папа (24%), а потом уже учитель, воспитатель (12%). Младшие школьники чаще говорят, что вожатый для них — это вторая мама / второй папа (31%), а также чаще видят в нем учителя (18%) или командира (11%), это объясняется, по-видимому, возрастной дистанцией. Ребята 5-11 классов чаще называют вожатого другом (5-9 классы — 40%, 10-11 классы — 47%).

Девочки/девушки чаще говорят о вожатом как о старшем друге (42% vs. 35%) или второй маме / втором папе (27% vs.19%). Мальчики/юноши чаще видят в вожатом учителя, воспитателя (15% vs. 10%) или командира (10% vs. 5%).

О желании в будущем стать вожатым в детском лагере говорят боле половины детей, имеющих опыт поездки в детские лагеря и посещавших лагерь в 2022 г. (61%). Каждый третий отметил, что, напротив, не хотел бы работать вожатым (30%). Девочки/девушки чаще, чем мальчики/юноши, говорят о том, что им хотелось бы стать вожатыми (68% vs. 51%), интерес выше также среди старшеклассников (67%) и тех, кто посетил 4 и более лагерей (67-68% vs. 58% среди посетивших 1 лагерь).

Источник: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/detskii-lager-idealnyi-i-realnyi